Методология педагогического исследования процессов диверсификации досугового общения(4)
Полисемичность понятия культуры, мультикультурность содержания и форм ее бытийствования в онтологической плоскости детерминируют безграничное разнообразие эмпирических видов социально-культурной деятельности, среди которых досуговое общение выступает в качестве системообразующего вида. В пользу данного утверждения можно привести следующие доводы:
– досуговое общение выступает в качестве механизма, «запускающего» движение культурных смыслов в любых видах социально-культурной деятельности;– процесс досугового общения приобретает свойство катализатора культурного развития субъектов данного процесса, образования культурно-смысловых связей, возникновения их солидарностей;
– досуговые солидарности креативных субъектов в свою очередь образуют демократические культурно-смысловые основания консолидации субъектов в процессе формирования гражданского общества. В исследовании социально-культурной деятельности следует признать актуальной методологию деятельностного подхода.
А. Д. Жарков подчеркивает, что в методологическом плане «отправным пунктом по-прежнему остается метод анализа преобразований психики в движении предметной деятельности» {120, с. 64}. Выражая согласие с автором, уточним, что психика формирует отношение субъекта к окружающим его условиям, ее основной функцией является отражение этих условий и поиск возможностей для реализации потребностей. В этой связи можно сделать вывод о том, что социально-культурная деятельность обусловливает взаимосвязь ее субъектов с внешней средой, способствующей (или не способствующей) удовлетворению обширного комплекса их социально-культурных потребностей.
Данное обстоятельство детерминирует постановку педагогической задачи моделирования таких условий социокультурной среды, которые бы способствовали реализации, развитию, возвышению культурных потребностей в предметной плоскости социально-культурной деятельности и содействовали тем самым гармонизации и развитию отношений субъектов с самими собой, окружающим миром и другими людьми.
Досуговое общение в ракурсе данных рассуждений выступает как специфический вид социально-культурной деятельности, в которой пересекаются социальные и культурные потребности субъектов, реализуемые ими в процессе совместной предметной деятельности.
В этой связи исследование досугового общения детерминирует обращение к категории общения, различные аспекты исследования которой находят достаточное отражение в научной литературе – философской, психологической, культурологической, педагогической (труды М. Бубера, Г. С. Бахтина, Э. Левинаса, К. Ясперса, Н. А. Бер-дяева, В. Франкла, А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. А. Реана, И. Ф. Зимней, А. Я. Абульхановой-Славской, Г. А. Андреевой, А. Я. Флиера, Б. Д. Парыгина, Н. С. Немова, В. А. Горяниной, И. И. Докучаева, С. Л. Рубинштейна, В. А. Ла- бунской, Ю. А. Менджерицкой, Е. В. Андриенко, В. Н. Мясищева, М. С. Кагана, Л. С. Выготского, А. Г. Асмолова, А. И. Тишина и др.).